Как на самом деле пишут китайцы
Всем известно что, китайский язык – иероглифический и на письме китайцы соответственно используют иероглифы. С самых первых занятий китайского языка преподаватель показывает как пишется иероглиф из чего он состоит и учит как его запоминать . Существует множество учебников и прописей, которые помогают в этом деле.
При изучении иероглифа важно понимать, что когда мы учим китайский иероглиф – нужно учитывать , что в каждом учебнике или пособии , при издании может быть выбран определенный шрифт и стиль. Поэтому толщина, плавность, форма линий иероглифа, может несколько отличаться. Что иногда вызывает вопросы у учащихся-но это нормально. Постепенно это проблема уйдет сама собой.
Например иероглиф сердце 心 xīn
В зависимости от начертания может выглядеть по разному.
Или такой простой иероглиф как рот 口 kǒu
Еще один интересный момент заключается, в том что когда человек учит китайские иероглифы, то в учебнике он видит стандартный, печатный вариант, как правило в одном стиле. В жизни китайцы пишут несколько иначе. Это тоже самое что в русском языке, есть печатный вариант, а есть пропись.
Но хорошая новость – заключатся в том, что как правило иностранцу редко приходиться сталкиваться с рукописным вариантом написания. Так как сами китайцы, редко пишут от руки. Вся информация в интернете или гаджетах , книгах и т.д. представлена в печатном варианте. Только если врач в больнице напишет рецепт – но и в Китае наверное как во всем мире вообще непонятно , что пишут врачи.
Почерк врача в Китае :-)
Вообще каллиграфия –это отдельный вид искусства в Китае . Китайская письменность формировалась в течении многих тысячелетий и претерпевала множество изменений.
В середине 20 века Коммунистическая партия Китая провела масштабные реформы по упрощению написания иероглифов.
С тех пор китайская письменность разделилась на дореформенную «традиционную» и послереформенную «упрощенную». Оба варианта продолжают активно использоваться.
Упрощённое письмо используется повсеместно на материковом Китае, а также широко распространено в Сингапуре и Малайзии.
Немного истории происхождения и эволюции китайской письменности
Современные иероглифы являются результатом более чем трехтысячелетней эволюции и постепенной стандартизации начертании знака.
Принято выделять пять основных этапов стилей иероглифической письменности:
- Цаошу
- Кайшу
- Синшу
- Лишу
- Сяочжуань
- Дачжуань
Стиль цаошу (草書, 草书, cǎoshū) — «травяное письмо».
- Это главный скорописный стиль. Иероглиф упрощается, часть элементов пропускается, оставшиеся значительно утрируются. Текст пишется ещё более цельно и стремительно, чем в «синшу». Зачастую несколько иероглифов сплетаются в единую вязь.
- Это наиболее трудный стиль как в написании, так и в прочтении. Танцующие, летящие иероглифы подобны вдохновенному абстрактному полотну.
- Для того, чтобы прочитать написанное стилем «цаошу», необходим не только практический опыт письма кистью, но и немалый культурный багаж — знание классических философских и поэтических текстов.
Кайшу (楷书 kǎishū) — «уставное письмо».
- Этот стиль возник в период династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и стал широко распространённым. Кайшу считается основным стилем китайской письменности до сих пор.
Стиль «Синьшу» 行书 ходовое письмо — исторический стиль китайской каллиграфии, полууставное написание иероглифов.
- Cиншу занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Ему не свойственна ни угловатость лишу, ни округлость чжуаньшу. Первоначальные формы синшу старше кайшу и восходят к скорописным формам иероглифов времен Хань.
- Поскольку иероглифы, написанные этим стилем, ассоциируются с образом идущего человека, то он получил название «ходового письма».
Стиль 隶书 «Лишу»
- Лишу — стиль китайского письма, отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов.
- Возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань в ответ на потребность в более быстром способе письма в связи с неуклонно возраставшим объёмом официальной документации.
- Для этого стиля характерны:
- жёсткость структуры иероглифов;
- строгая перпендикулярность горизонтальных и вертикальных черт;
- преобладание широты иероглифа над его длиной, связанное с экономией места на бамбуковых пластинках, предположительно служивших основным канцелярским материалом.
- Стиль лишу сыграл важную роль в развитии образования и науки в Китае.
大篆, dàzhuàn, и «малая печать» (кит. 小篆, пиньинь xiǎo zhuàn, сяочжуань).
- Чжуаньшу, «иероглифы печати», появился в VIII—III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь, а затем в Восточной Чжоу в Цинь и распространялся в те регионы, которые Цинь завоёвывало. Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.
- Существует два его основных варианта: «большая печать» (кит. 大篆, пиньинь dàzhuàn, палл. дачжуань) и «малая печать» (кит. 小篆, пиньинь xiǎo zhuàn, палл. сяочжуань).
- В конце XX века этот стиль в основном использовался для инканов. Хотя сама печать изготавливается из древесины, жадеита и других материалов, надпись для оттиска выполняется кистью и тушью.
- Большинство китайцев не могут читать чжуаньшу, его использование обычно ограничивается каллиграфией