Как на самом деле пишут китайцы

Всем известно что, китайский язык – иероглифический и на письме китайцы соответственно используют иероглифы. С самых первых занятий китайского языка преподаватель показывает как пишется иероглиф из чего он состоит и учит как его запоминать . Существует множество учебников и прописей, которые помогают в этом деле.

При изучении иероглифа важно понимать, что когда мы учим китайский иероглиф – нужно учитывать , что в каждом учебнике или пособии , при издании может быть выбран определенный шрифт и стиль. Поэтому толщина, плавность, форма линий иероглифа, может несколько отличаться. Что иногда вызывает вопросы у учащихся-но это нормально. Постепенно это проблема уйдет сама собой.

Например иероглиф сердце 心 xīn
В зависимости от начертания может выглядеть по разному.

Или такой простой иероглиф как рот 口 kǒu

Еще один интересный момент заключается,  в том что когда человек учит китайские иероглифы, то в учебнике он видит стандартный, печатный вариант, как правило в одном стиле. В жизни китайцы пишут несколько иначе. Это тоже самое что в русском языке, есть печатный вариант, а есть пропись.

Но хорошая новость – заключатся в том, что как правило иностранцу редко приходиться сталкиваться с рукописным вариантом написания. Так как сами китайцы,  редко пишут от руки. Вся информация в интернете или гаджетах , книгах и т.д. представлена в печатном варианте. Только если врач в больнице напишет рецепт – но и в Китае наверное как во всем мире вообще непонятно , что пишут врачи.

Почерк врача в Китае :-)

Вообще каллиграфия –это отдельный вид искусства в Китае .  Китайская письменность формировалась в течении многих тысячелетий  и претерпевала множество изменений. 

В середине 20 века Коммунистическая партия Китая провела масштабные реформы по упрощению написания иероглифов.

С тех пор китайская письменность разделилась на дореформенную «традиционную» и послереформенную «упрощенную». Оба варианта продолжают активно использоваться.

Упрощённое письмо используется повсеместно на материковом Китае, а также широко распространено в Сингапуре и Малайзии.

Немного истории происхождения и эволюции китайской письменности

Современные иероглифы являются результатом более чем трехтысячелетней эволюции и постепенной стандартизации начертании знака.

Принято выделять пять основных этапов стилей иероглифической письменности:

  • Цаошу
  • Кайшу
  • Синшу
  • Лишу
  • Сяочжуань
  • Дачжуань

Стиль цаошу (草書, 草书, cǎoshū) — «травяное письмо».

  • Это главный скорописный стиль. Иероглиф упрощается, часть элементов пропускается, оставшиеся значительно утрируются. Текст пишется ещё более цельно и стремительно, чем в «синшу». Зачастую несколько иероглифов сплетаются в единую вязь.
  • Это наиболее трудный стиль как в написании, так и в прочтении. Танцующие, летящие иероглифы подобны вдохновенному абстрактному полотну.
  • Для того, чтобы прочитать написанное стилем «цаошу», необходим не только практический опыт письма кистью, но и немалый культурный багаж — знание классических философских и поэтических текстов.

Кайшу (楷书 kǎishū) — «уставное письмо».

  • Этот стиль возник в период династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и стал широко распространённым. Кайшу считается основным стилем китайской письменности до сих пор.

Стиль «Синьшу» 行书 ходовое письмо — исторический стиль китайской каллиграфии, полууставное написание иероглифов.

  • Cиншу занимает промежуточное положение между уставным письмом и скорописью. Ему не свойственна ни угловатость лишу, ни округлость чжуаньшу. Первоначальные формы синшу старше кайшу и восходят к скорописным формам иероглифов времен Хань.
  • Поскольку иероглифы, написанные этим стилем, ассоциируются с образом идущего человека, то он получил название «ходового письма».

Стиль 隶书 «Лишу»

  • Лишу — стиль китайского письма, отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов.
  • Возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань в ответ на потребность в более быстром способе письма в связи с неуклонно возраставшим объёмом официальной документации.
  • Для этого стиля характерны:
  • жёсткость структуры иероглифов;
  • строгая перпендикулярность горизонтальных и вертикальных черт;
  • преобладание широты иероглифа над его длиной, связанное с экономией места на бамбуковых пластинках, предположительно служивших основным канцелярским материалом.
  • Стиль лишу сыграл важную роль в развитии образования и науки в Китае.

大篆,  dàzhuàn,  и «малая печать» (кит. 小篆, пиньинь xiǎo zhuàn,  сяочжуань).

  • Чжуаньшу«иероглифы печати», появился в VIII—III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь, а затем в Восточной Чжоу в Цинь и распространялся в те регионы, которые Цинь завоёвывало. Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.
  • Существует два его основных варианта: «большая печать» (кит. 大篆, пиньинь dàzhuàn, палл. дачжуань) и «малая печать» (кит. 小篆, пиньинь xiǎo zhuàn, палл. сяочжуань).
  • В конце XX века этот стиль в основном использовался для инканов. Хотя сама печать изготавливается из древесины, жадеита и других материалов, надпись для оттиска выполняется кистью и тушью.
  • Большинство китайцев не могут читать чжуаньшу, его использование обычно ограничивается каллиграфией

Все статьи